Топливный насос
Топливный насос — В различных типах двигателей внутреннего сгорания используются различные по конструкции топливные насосы:Топливный насос высокого давления — в дизельных двигателях
Топливный насос — в карбюраторных двигателях
Топливный насос высокого давления (ТНВД) дизельного двигателя
Топливный насос высокого давления является одним из наиболее сложных узлов системы топливоподачи дизелей. Топливные насосы предназначены для подачи в цилиндры дизеля под определенным давлением и в определенный момент точно отмеренных порций топлива, соответствующих данной нагрузке. По способу впрыска различают топливные насосы непосредственного действия и с аккумуляторным впрыском. В топливном насосе непосредственного действия осуществляется механический привод плунжера, а процессы нагнетания и впрыска протекают одновременно. В каждый цилиндр секция топливного насоса подает необходимую порцию топлива. Требуемое давление распыливания создается движением плунжера насоса. У топливного насоса с аккумуляторным впрыском привод рабочего плунжера осуществляется за счет сил давления сжатых газов в цилиндре двигателя или с помощью специальных пружин. На мощных тихоходных дизелях применяют аккумуляторные топливные насосы с гидравлическими аккумуляторами. В системах с гидравлическими аккумуляторами процессы нагнетания и впрыска протекают раздельно. Предварительно топливо под высоким давлением нагнетается насосом в аккумулятор, из которого поступает к форсункам. Эта система обеспечивает качественное распыливание и смесеобразование в широком диапазоне нагрузок дизеля, но из-за сложности конструкций такой насос широкого распространения не получил.
Топливные насосы высокого давления могут быть рядными (многосекционными) и распределительными. В рядных ТНВД насосные секции располагаются друг за другом, и каждая подает топливо в определенный цилиндр двигателя. В распределительных ТНВД, которые бывают одноплунжерными и двухплунжерными, одна насосная секция подает топливо в несколько цилиндров двигателя.
Работа секции рядного ТНВД
Устройство распределительного ТНВД:
редукционный клапан;
всережимный регулятор;
дренажный штуцер;
корпус насосной секции высокого давления в сборе с плунжерной парой и нагнетательными клапанами;
топливоподкачивающий насос;
лючок регулятора опережения впрыска;
корпус ТНВД;
электромагнитный клапан выключения подачи топлива;
кулачково-роликовое устройство привода плунжера.
Подачу топлива из бака в ТНВД обеспечивает топливоподкачивающий насос (5), а редукционный клапан (1) поддерживает стабильное давление на входе в насосную секцию ТНВД, которая расположена в корпусе (4). Плунжерная пара насосной секции представляет собой золотниковое устройство, регулирующее количество впрыскиваемого топлива и распределяющее его по цилиндрам дизеля в соответствии с порядком их работы. Всережимный регулятор (2) обеспечивает устойчивую работу дизеля в любом режиме, задаваемом водителем с помощью педали акселератора, и ограничивает максимальные обороты коленчатого вала, а регулятор опережения впрыска топлива (6) изменяет момент подачи топлива в цилиндры в зависимости от частоты вращения коленвала.
Топливоподкачивающий насос подает в ТНВД топливо в гораздо большем объёме, чем требуется для работы дизеля. Излишки возвращаются в бак через дренажный штуцер (3). Что касается электромагнитного клапана (8), то он предназначен для остановки дизеля. При повороте ключа в замке зажигания в положение «выключено» электромагнитный клапан перекрывает подачу топлива к плунжерной паре, а значит, и в цилиндры дизеля, это и требуется, чтобы заглушить силовой агрегат.
В зависимости от давления и продолжительности впрыска, а так же от величины цикловой подачи топлива существуют следующие модели рядных ТНВД:
— М (4...6 цилиндров, давление впрыска до 550 бар)
— А (2...12 цилиндров, давление впрыска до 950 бар)
— P3000 (4...12 цилиндров, давление впрыска до 950 бар)
— P7100 (4...12 цилиндров, давление впрыска до 1200 бар)
— P8000 (6...12 цилиндров, давление впрыска до 1300 бар)
— P8500 (4...12 цилиндров, давление впрыска до 1300 бар)
— R (4...12 цилиндров, давление впрыска до 1150 бар)
— P10 (6...12 цилиндров, давление впрыска до 1200 бар)
— ZW (M) (4...12 цилиндров, давление впрыска до 950 бар)
— P9 (6...12 цилиндров, давление впрыска до 1200 бар)
— CW (6...10 цилиндров, давление впрыска до 1000 бар)
— H1000 (5...8 цилиндров, давление впрыска до 1350 бар)