Амортизатор

Амортизатор — деталь подвески наземных транспортных средств, превращающее механическую энергию в тепловую. Служит для гашения колебаний (демпфирования) и поглощения толчков и ударов, действующих на корпус (раму) транспортного средства через его колёса или опорные катки. Амортизаторы применяются совместно с упругими элементами подвески рессорами.

Амортизаторы классифицируются по нескольким признакам:

    по принципу действия - на фрикционные или механические (сухого трения), гидравлические (вязкостного трения) и реласакционные;
    по характеру действия сил трения — на амортизаторы одностороннего и двустороннего действия (с сопротивлением на прямом и обратном ходах);
    конструктивно гидравлические амортизаторы делятся на рычажно-лопастные, рычажно-поршневые и телескопические (двух- и однотрубные);
    по характеру изменения силы сопротивления, в зависимости от перемещения катков, скорости и ускорения этого перемещения амортизаторы подразделяются на:
        амортизаторы с примерно постоянной силой трения (например, простой механический амортизатор танка «Ландсверк»);
        амортизаторы с силой трения, зависящей от перемещения («Леопард-2»), при этом сила трения может быть как пропорциональна перемещению, так и иметь нелинейную зависимость;
        амортизаторы с силой трения пропорциональной скорости перемещения катка (подавляющее большинство современных гидравлических амортизаторов);
        амортизатор, сопротивление которого меняется пропорционально ускорению.

Фрикционные (механические) амортизаторы с сопротивлением пропорциональным перемещению устанавливались на чешский LT-38, сейчас используются на немецком «Леопард-2».

Главной особенностью фрикционных амортизаторов является то, что их сопротивление не зависит от скорости перемещения катка. Поэтому они в прямом смысле слова являются демпферами, так как выполняют только одну из указанных в определении амортизатора функций — гашение колебаний.

Гидравлические амортизаторы получили наибольшее распространение. В гидравлических амортизаторах сила сопротивления зависит от скорости перемещения колеса, поэтому они не только способствуют гашению колебаний корпуса, но и создают значительное сопротивление при ударе со стороны неровностей грунта, повышая тем самым потенциальную энергию подвески.